Исторические сведения
о храме Казанской иконы Пресвятой Богородицы села Петровского Шатурского района Московской области.
Храм в честь иконы Казанской Божией Матери, расположенный между с. Петровское и д. Левошево Шатурского района Московской области, начат постройкой в 1897 г. и окончен в 1900 г.
Храм деревянный, выполнен по проекту архитектора А. Саблера в виде креста, пятикупольный, с деревянной колокольней, которая венчается восьмигранным шатром.
В архивных документах, хранящихся в Государственном архиве Рязанской области, имеется «Дело о построении храма между д. Петровской и Левошево, Егорьевского уезда, с образованием самостоятельного прихода».
В вышеуказанном «Деле» имеется документ «Опись имущества вновь построенной Казанской церкви при деревне Петровской, что в приходе Погоста Преобреженского, Егорьевскаго уезда, Рязанской Епархии», составленный первым настоятелем этого храма священномучеником Александром Несторовичем Сахаровым (1875-1937) от 8 мая 1900 г.
В документе имеются следующие сведения: «Казанская церковь при д. Петровской с Архипастырскаго благословения от 26 мая 1897 г. Преосвященнейшаго Мелетия, Епископа Рязанскаго и Зарайскаго, и разрешения Указом из Рязанской Духовной Консистории от 19 сентября 1897 г. за №11618 начата постройкою 22 октября 1897 г. по плану утвержденному Строительным Отделением Рязанскаго Губернскаго Правления.
Церковь построена из казеннаго леса на средства частных благотворителей, старанием главным образом братьев Смирновых — крестьян деревни Петровской и частию тщанием прихожан: Церковь теплая, с тремя имеющими быть в ней престолами вряд. Отделан средний во имя иконы Пресвятыя Богородицы Казанския; правый же во имя Преображения Господня и левый — во имя Святителя Николая Чудотворца и Св. мученицы Царицы Александры, по недостатку средств еще не готовы. Церковь с папертью и восьмигранной формы колокольнею, вся на каменном фундаменте, пятиглавая, покрытая вся железом, окрашенным медянкою.
На средней главе храма и в шпиле колокольни водружены два кованных из железа вызолоченных креста, высотою 3 арш. 2 верш. (2м 26см) весом семь пудов каждый; и на четырех главах храма кресты таковые же, размером 2 арш. 2 верш. (1м 51см) высоты; весом 3,5 пуда каждый: церковь с колокольнею и находящимся при ней кладбищем окопана канавою.
В дополнение к описанию храма присовокупляется, что длина среднего алтаря 14 аршин (9м 94см), ширина 11 аршин (7м 81см), длина праваго и леваго алтарей 7 аршин (5м 33см), длина собственно храма 19 аршин (13м 50см), ширина 26 аршин (18м 46см), высота в среднем куполе 22 аршина (15м 98см), высота всех частей храма 10 аршин (7м 10см), длина паперти 12 аршин (8м 52см), ширина 10 аршин (7м 46см), длина колокольни в основании 8 аршин (8м 70см), ширина 13 аршин (9м 60см), высота 47 аршин (33м 97см) без крестов.
При церкви под папертью имеется каменная караулка.
Алтарь средний во имя иконы Казанской Божией Матери, в нем престол деревянный высотою 1 аршин (1м 24см) и длиной 1 аршин (1м 24см)… Жертвенник деревянный высотой 1 аршин 6 вершков (98см), шириною и длиною 1 аршин и 4 вершка (89см).
Предалтарный иконостас — деревянный, резной из липоваго дерева, состоит из трех ярусов, увенчанный вверху тремя резными крестами. Царские двери в иконостасе высотою 4 аршина 6 вершков (2м 84см) и шириною 2 аршина 2 вершка (151см), деревянные резные, таковым же крестом вверху…
По правую сторону близ Царских дверей образ Господа Вседержителя высотою 2 аршина 6 вершков (1м 69см), шириною 1 аршин 1 вершок (76см), верх иконы полукруглый.
Далее южная дверь с изображением архидиакона Стефана формы и размера такого же.
По левую сторону близ Царских дверей икона Казанской Божией Матери — высотою 2 аршина 6 вершков (1м 69см), шириною 1 аршин 1 вершок (76см). Далее северная дверь с изображением архидиакона Лаврентия, размера такого же. Далее икона Божией Матери «Нечаянная радость».
…В паперти 12 икон двунадесятых праздников, написанные все на досках, размером 8 вершков (36см) высоты, 7 вершков ширины (32см). Колокола:
1-й весом 4 пуда; 2-й — два; 3-й — 1 пуд.
В данном документе, составленным священником имеются очень подробные сведения и описания всех предметов богослужебного употребления, внутреннем убранстве и имущественном состоянии храма на момент его построения.
При храме согласно описи, имелось довольно обширное книгохранилище богослужебных книг, письменности и книг духовно-назидательного содержания, т.е. библиотека.
Храм был выстроен на участке между деревень Петровское и Левошево Егорьевского уезда, Рязанской губернии на месте, где пролегала большая Владимирская дорога из г. Егорьевска до г. Владимира.
27 мая 1900 г. Благочинный 2-го Егорьевского округа священник Василий Бобров в своем рапорте в Рязанскую Духовную Консисторию докладывал:
«Во исполнение Указа Рязанской Духовной Консистории от 15 мая 1900 г. за №5400 «Об освящении вновь устроеннаго деревяннаго храма во имя Казанской Божией Матери при д. Петровской», с резолюции Его Преосвященства «Новоустроенный храм благословляется освятить местному Благочинному 25 мая с выдачею ему Святаго Антиминса для новоустроеннаго храма», честь имею объяснить, что Св. Антиминс мною был получен 11 мая и новоустроенный храм освящен 25 мая сего 1900 г., в сослужении пяти священников и двух диаконов, с приличным хором певчих из крестьян означенной деревни. О чем честь имею сообщить Рязанской Духовной Консистории к сведению. 1900 г. мая 27 дня».
До построения нового храма с образованием самостоятельного прихода, деревни Петровская и Левошево входили в состав прихода Погоста Преображенского, Егорьевского уезда, Рязанской губернии, расположенного в шести верстах от вышеозначенных деревень. Однако для крестьян сообщение с приходским храмом всегда было затруднительным, а весной и осенью даже небезопасным в силу обширных болот, пролегавших на пути сообщения. А в 1896 г. в июне эти обстоятельства усугубились еще и тем, что от удара молнии приходской храм в Погосте Преображенском сгорел.
Крестьяне деревень Петровское и Левошево, удрученные такими обстоятельствами и движимые единодушным желанием иметь свой храм, решением своим, принятым на общем сходе 1 июля 1896 г., обратились к Епархиальному начальству разрешить строить свой храм:
«Мы, нижеподписавшиеся прихожане Погоста Преображенскаго, Егорьевскаго уезда, Рязанской губернии, в составе деревень Петровское и Левошево, Петровской Волости были собраны по распоряжениям наших сельских старост: Егора Ермилова (Петрова) и Андрея Артамонова (Морозова) на сельский сход, причем обязательным большинством. Было суждение об удручающем для прихожан несчастий — сгорении нашей приходской церкви в пожаре, бывшем 23 июня 1896 г., и по обсуждении все прихожане названных деревень единогласно выразили желание:
- Ввиду того, что бывшая сгоревшая церковь находилась от названных деревень в шести верстах и с сильными препятствиями в сообщении от болот, тянущихся более чем на версту в ширину, а в длину более чем на пятьдесят верст, на котором есть несколько речек, что препятствует и всегда препятствовало прихожанам для богомолий.
- Что в наших указанных деревнях домов 150, числом жителей всех имеется более 900. Мы постановили:
Просить Его Преосвященство, Преосвященнейшаго Иустина Епископа Рязанскаго и Зарайскаго разрешить нам построить отдельный новый храм при большой дороге между деревнями Петровским и Левошево соответствующий желаниям народонаселения и совершенным удобством.
Под площадь построения храма и огороды отвести землю из общей нашей земли и так же для священноцерковных служителей.
По сему делу уполномочиваем мы ходатайствовать крестьянина дер. Петровской Феодора Ивановича Смирнова; дер. Левошевой — Ивана Аверьяновича Митрохина.
В чем и подписуемся: крестьяне дер. Петровское и Левошево». Далее подписи в количестве 129 человек.
10 июня 1896 г. Уполномоченными от обществ крестьян Ф. Смирновым и И. Митрохиным было подано прошение на имя Преосвященнейшаго Иустина Епископа Рязанского и Зарайского с более конкретным описанием сути дела:
«Покорнейшее прошение.
Приходской наш храм, находившийся в Погосте Преображенском 23 числа минувшаго июня м-ца от грозы сгорел до основания. Жители означенных деревень Петровской и Левошевой в расстоянии от приходскаго храма находятся в 6 верстах. По пути к приходскому храму есть болото на пространстве одной версты, что лишает возможности посещать Божий храм и присутствовать при Богослужении. Старые же и малые в зимнее время от холода и стужи, а в осеннее и весеннее время от грязной дороги и разлива воды вовсе не бывают у Богослужений в приходском храме, или посещают оный очень редко. Не слушая Божественнаго учения доверители коснеют в невежестве. По чему жители уполномочили нас ходатайствовать пред лицом Вашего Преосвященства о разрешении нам о постройке новаго деревяннаго храма между сими деревнями для возношений усердных молений Господу Богу.
Средств, для построения храма имеются до 2500 руб. и, кроме того, у нас имеются в виду усердствующие благотворители, которые нам не откажут, в добром деле сооружения храма.
Приходских душ в означенных 2-х деревнях более четырех сот. Для причта будет отведено 33 десятины земли и, кроме того, будет отведена земля под построение храма и для усадьбы двум чинам причта: священнику и псаломщику. И для жительства им будут построены дома.
Находясь в затруднительном сообщении с приходским храмом Погоста Преображенскаго, доверители наши уполномочили нас приговором ходатайствовать пред лицом Вашего Преосвященства о дозволении построить нам новый деревянный храм между означенными деревнями с образованием отдельнаго прихода из оных двух деревень и причта. Каковой приговор при сем представляем на Святительское воззрение Вашего Преосвященства и покорнейше просим дозволить нам приступить к сооружению новаго деревяннаго храма между сими деревнями…»
На это прошение крестьян Рязанской Духовной Консисторией от 26 июля 1896 г. был направлен Указ местному Благочинному 2-го Егорьевского округа священнику Василию Боброву со следующим предписанием:
«Указ Его Императорскаго Величества Самодержца Всероссийскаго, из Рязанской Духовной Консистории.
Благочинному 2-го Егоръевскаго Округа священнику Василию Боброву.
По Указу Его Имеператорскаго Величества, Рязанская Духовная Консистория, препровождая при сем дело о разрешении простроить храм между деревнями Петровской и Левошево, Егоръевскаго уезда на девяти листах и предписываем Вам рассмотреть его на месте, представить сведения по содержанию его требуемым 46 ст. Устава Дух. Консисторий и с мнением Вашим возвратить дело в Консисторию.
Июля 26 дня 1896 года…»
Вскоре, 11 авг. 1896 г., в соответствии с этим предписанием, Благочинный о. Василий Бобров произвел подробное исследование по существу дела на месте и доложил своим рапортом в Духовную Консисторию следующее:
«1896 года августа 11 дня, во исполнение Указа Рязанской Духовной Консистории от 26 июля сего года за №9512, «о разрешении построить храм между деревнями Петровской и Левошево, Егоръевскаго уезда», пригласив в качестве депутата с духовной стороны села Краснаго священника Павла Арбекова, местный Благочинный села Васютино священник Василий Бобров прибыл на место, рассматривая прошение крестьян означенных деревень и собрал сведения:
- Приглашены были сельские старосты деревни Петровское крестьянин Егор Ермилович Петров и деревни Левошевой, за отлучкою сельского старосты — сын его Иван Андреевич Морозов, которым во исполнение Указа Консистории поручено было собрать от обществ Петровское и Левошево для объявления вышеупомянутого Указа, и для собрания сведений о построении церкви между деревнями Петровской и Левошева.
Они собрали оба общества в д. Петровской, им прочитано было местным Благочинным прошение, поданное Его Преосвященству, Преосвященнейшему Иустину, уполномоченными Феодором Ивановичем Смирновым и Иваном Аверьяновичем Митрохиным о построении церкви между вышеуказанными деревнями, и приговоры их о желании строить храм и о добровольных пожертвованиях на устройство храма, и Указ Рязанской Духовной Консистории за №9512 от 26 июля сего 1896 г. и ст. 46 Устава Консистории «о сооружении церквей».
Все домохозяева обеих селений собрались в самом большом количестве, за исключением отсутствующих по торговым делам, изъявили полное и единодушное желание иметь храм вблизи своих селений, как и сказано в прошении и для удовлетворения и старых и малых, редко посещающих свой приходской храм в Погосте Преображенском, за дальностью расстояния и за неудобством сообщения.
- Расстояние между селениями Петровским и Левошевским триста сажен, на этом месте пролегает большая Владимирская дорога из города Егорьевска в г. Владимир. На середине участка и желали бы устроить святый храм, который обоим селениям был бы близок.
- Место, где предполагается быть святому храму сухое, открытое, возвышенное. Было свидетельствовано местным Благочинным и всеми крестьянами обоих селений, и была вырыта яма на глубину 3аршина. Оказался грунт земли крепкий, песчаный, удобный для построения храма, с глинистою почвою.
- Земли, как и сказано в приговорах и прошении, «изъявляем полное желание отрезать для продовольствия причта тридцать три десятины и под церковь, и под кладбище, и дома церковнослужителей.
- «Дома, как священнику, так и равно псаломщику, обязуемся построить удобные, приличные и согласованные как с саном священника, так и с должностью псаломщика, с надворными строениями и хозяйственными службами».
- «Скот, который будет находиться у предполагаемого причта, обязуемся принимать в свои стада на общих сельских условиях и обычаях».
- От деревень Петровской и Левошевой до города Егорьевска считается, как и видно на верстовых столбах, сорок две версты; от приходского храма в Погосте Преображенском — шесть верст, от губернского города — сто пятьдесят верст».
В завершении исследования, для самого Благочинного и вместе с ним всех крестьян обоих обществ, дело вдруг приняло неожиданное развитие.
Вот как это обстоятельство описал отец Благочинный и присовокупил его к общему рапорту:
«1896 г. августа 11 дня, крестьяне деревни Тарбеихи (теперь на месте д. Тарбеихи расположен г. Шатура), услыхав, что в деревнях Петровской и Левошевой производится местным Благочинным исследование о построении нового храма между вышеозначенными деревнями, в количестве семи человек во главе с сельским старостой прибыли в д. Петровскую и заявили местному благочинному о своем желании присоединиться к новоустроенному Петровско-Левошевскому приходу по тому побуждению, «…что деревня наша в количестве 17 дворов — ревизских душ двадцати шести, а приходских пятидесяти, отстоит от своей приходской церкви в селе Кривандине в десяти верстах, а от предполагаемаго храма при деревне Петровской — в двух верстах. Тем более, что приходская церковь наша в селе Кривандине находится за рекою, чрез которую не имеется моста, приходится переправляться или на плотах, или на самодельных лодках. А с деревнею Петровской сообщение хорошее, сухое, по большой Владимирской дороге.
По усердию своему в построении новой церкви обязуемся помогать по силе нашей возможности: и подводами и денежными средствами».
Прошение крестьян д. Тарбеихи еще более обострило ситуацию и увеличило возможность положительного исхода дела и образование самостоятельного прихода в составе теперь уже трех деревень.
Изучив рапорт Благочинного, а также приговоры крестьянских обществ с их обязательствами по организации и обустройству прихода, Духовная Консистория признала положительными, и заслуживающими уважения все изложенные крестьянами причины и выводы Благочинного и с благословения Его Преосвященства Преосвященнейшего Мелетия Епископа Рязанского и Зарайского от 26 мая 1897 г. Духовная Консистория своим Указом от 19 сентября разрешила строительство нового храма с последующим образованием самостоятельного прихода.
Обществами крестьян этих деревень для всех приходских нужд была нарезана земля в количестве 36 десятин: под церковь и кладбище — 1 десятина 1200 сажен; дома и усадьбы священноцерковнослужителей — 1 десятина 1200 сажен; под пахоту — 9 десятин 1817 сажен, дровяного леса — 1 десятина 126 сажен; общелуговой — 16 десятин 1484 сажени; мелколесья — 5 десятин 373 сажени.
С этого дня всем миром началась активная работа по строительству храма. Из крестьян обоих обществ были избраны особо ревностные люди, и был образован строительный комитет, который и взял на себя всю работу по организации строительства храма и сбора пожертвований. Строительный комитет возглавил крестьян д. Петровской Смирнов Федор Иванович, а от д. Левошево — Митрохин Иван Аверьянович.
Вскоре по прошению крестьян от 14 октября 1897 г. на имя Преосвященнейшего Мелетия к строящемуся храму был определен кандидат на должность священника Сахаров Александр Несторович, 1875 года рождения, сына диакона, уроженца с. Кривандина Егорьевского уезда, окончившего в 1896 г. полный курс учения в Рязанской Духовной Семинарии, и в это время был учителем приходского училища Погоста Преображенского.
14 ноября 1897 г. Преосвященнейшим Мелетием Александр Сахаров был рукоположен во священника и окончательно назначен к Казанской церкви с. Петровского. Ровно сорок лет и три дня безысходно прослужил священник Александр Несторович Сахаров настоятелем храма со дня своего назначения — 13 ноября 1897 г. и до 16 ноября 1937 г. — дня своего ареста и последующей вскоре, 3 декабря 1937 г., мученической кончины от богоборческой власти.
Храм строился менее 3 лет. Весной 1900 г. он был готов, как постройкой, так и необходимым внутренним убранством, скомплектован богослужебными предметами и утварью и был готов к освящению.
Во исполнение Указа Рязанской Духовной Консистории от 15 мая 1900 г., Благочинный 2-го Егорьевского округа, священник Василий Бобров в сослужении местного духовенства и при стечении множества прихожан 25 мая 1900 г. освятил вновь устроенную церковь.
В начале 1902 г. по ходатайству Преосвященнейшего Полиевкта Епископа Рязанского и Зарайского приход получает Высочайшее изволение быть самостоятельным:
«Указ Его Императорскаго Величества Самодержца Всероссийскаго из Святейшаго Правителъствующаго Синода, Преосвященному Полиевкту, Епископу Рязанскому и Зарайскому.
По указу Его Императорскаго Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: рапорт Вашего Преосвященства от 31 января сего года №1466 об открытии самостоятельнаго прихода с причтом при Казанской церкви между деревнями Петровской и Левошевой, Егоръевскаго уезда.
Приказали:
Согласно настоящему ходатайству Вашего Преосвященства, Святейший Синод определяет: при Казанской церкви между деревнями Петровской и Левошевой, Егорьевского уезда, открыть самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика: о чем и уведомить Ваше Преосвященство указом.
Февраля 19 дня 1902 г., №1448».
Основными ктиторами и благотворителями храма от начала его создания и на многие годы были братья — крестьяне Смирновы — Иван, Семен, Алексей, Николай, Федор; семейства зажиточных крестьян Журавлевых, Лаптевых; сельские старосты д. Петровское — Егор Ермилович Петров и д. Левошево — Андрей Артамонович Морозов, а также купец из Москвы Федор Анисимович Бусурин, и другие частные благотворители.
Более двадцати лет должность старосты храма исполняли, сменяя друг друга, братья Смирновы. Известно, что один из них, Федор Иванович Смирнов, за заслуги по духовному ведомству был удостоен от Государя Императора ко дню Святой Пасхи 17 апреля 1905 г. награды — серебряной медали на Станиславской ленте для ношения на шее.
Мирная и благополучная жизнь прихода окончилась, как и по всей России, в 1917 г., однако храм не закрывался до 1938 г. До этого периода в нем неизменно проводилось богослужение.
В 1930 г. повсеместно был запрещен колокольный звон. С колокольни Казанского храма были сброшены все колокола.
В 1937 г. в ноябре 16 дня был арестован настоятель храма протоиерей Александр Несторович Сахаров, который в течение 40 лет бессменно прослужил в нем.
27 ноября 1937 г. тройкой при УНКВД по Московской области протоиерей Александр Сахаров был осужден по ст. 58 п. 10 УК РСФСР «контрреволюционная агитация» и приговорен к высшей мере наказания — расстрелу.
3 декабря 1937 г. приговор был приведен в исполнение на территории Бутовского полигона Московской области, где и захоронен в безвестной могиле.
На Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 13-16 августа 2000 г. священник Александр Сахаров причислен к лику Святых Новомучеников и Исповедников Российских.
19 апреля 1938 г., решением президиума Шатурского горсовета РК и ДК на основании решения ВЦИК от 14 апреля 1938 г., Казанский храм в с. Петровское был закрыт, имущество изъято. Само здание храма решено было переоборудовать под неполную среднюю школу. Были сняты все пять куполов; колокольня разобрана до нижнего яруса; пол в храме был поднят на 1 метр выше. После полной реконструкции в алтаре разместилась учительская, в колокольне туалет, а на паперти — столовая.
Школа просуществовала до 1984 года. Затем здание было передано совхозу «Шатурский» под подсобные нужды, там разместили пошивочный цех.
Осенью 1996 г. директор Агропромышленного комбината «Шатурский» Ларионов Валерий Георгиевич передал здание верующим, вновь под церковь.
Силами же и на средства АПК «Шатурский» здание было реконструировано и восстановлено под храм.
В дальнейшем В.Г. Ларионов выделяет средства для полного обеспечения богослужения: алтарь скомплектован всем необходимым — священными сосудами, утварью, богослужебными книгами. Внутри храма были установлены паникадила и бра, напольные подсвечники, лампады.
Главный храмовый иконостас был изготовлен столярами АПК «Шатурский».
Помимо внешнего и внутреннего убранства, храм был обеспечен центральным отоплением, холодной и горячей водой, телефонной связью за счет АПК «Шатурский».
Первое богослужение состоялось уже в апреле 1997 года в канун Святой Пасхи 20 апреля в праздник «Входа Господня в Иерусалим». Службы провел временно назначенный священник Владимир Копенкин.
Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия от 8 сентября 1997 г. за №1090 в храм Казанской иконы Божией Матери был назначен настоятелем иеромонах Амвросий (Абросимов). В 2006 году Митрополитом Крутицким и Коломенским было совершено Великое Освящение Казанского храма и освещены два предела: Никольский (слева) и Преображенский (справа).
27 декабря 2007 года указом № 4269 Митрополитом Крутицким и Коломенским был назначен настоятелем иерей Илия Дронов.
В настоящее время храм представляет собой деревянное здание традиционной формы в виде креста, с одной центральной купольной главой, покрытой медью; заново восстановленной колокольней с шатровым оглавлением, покрытой также медью; имеется звонница, в которой самый большой колокол весит 500 кг. Весь храм покрыт оцинкованным железом.
На сегодняшний день в храме регулярно проводятся все плановые богослужения и совершаются все церковные требы. При храме действуют воскресная школа, где обучаются около 15 детей. Регулярно проводятся катехизические беседы со взрослыми.