О храме

Исторические сведения

о храме Казанской иконы Пресвятой Богородицы села Петровского Шатурского района Московской области.

Храм в честь иконы Казанской Божией Матери, расположенный меж­ду с. Петровское и д. Левошево Шатурского района Московской области, начат постройкой в 1897 г. и окончен в 1900 г.

Храм деревянный, выполнен по проекту архитектора А. Саблера в виде креста, пятикупольный, с деревянной колокольней, которая венчается восьмигранным шатром.

В архивных документах, хранящихся в Государственном архиве Рязан­ской области, имеется «Дело о построении храма между д. Петровской и Левошево, Егорьевского уезда, с образованием самостоятельного прихода».

В вышеуказанном «Деле» имеется документ «Опись имущества вновь построенной Казанской церкви при деревне Петровской, что в приходе Погос­та Преобреженского, Егорьевскаго уезда, Рязанской Епархии», составленный первым настоятелем этого храма священномучеником Александром Несто­ровичем Сахаровым (1875-1937) от 8 мая 1900 г.

В документе имеются следующие сведения: «Казанская церковь при д. Петровской с Архипастырскаго благословения от 26 мая 1897 г. Преосвященнейшаго Мелетия, Епископа Рязанскаго и Зарайскаго, и разрешения Указом из Рязанской Духовной Консистории от 19 сентября 1897 г. за №11618 начата постройкою 22 октября 1897 г. по плану утвержденному Строительным Отделением Рязанскаго Губернскаго Правления.

Церковь постро­ена из казеннаго леса на средства частных благотворителей, старанием глав­ным образом братьев Смирновых — крестьян деревни Петровской и частию тщанием прихожан: Церковь теплая, с тремя имеющими быть в ней престо­лами вряд. Отделан средний во имя иконы Пресвятыя Богородицы Казанския; правый же во имя Преображения Господня и левый — во имя Святителя Николая Чудотворца и Св. мученицы Царицы Александры, по недостатку средств еще не готовы. Церковь с папертью и восьмигранной формы коло­кольнею, вся на каменном фундаменте, пятиглавая, покрытая вся железом, окрашенным медянкою.

На средней главе храма и в шпиле колокольни водружены два кованных из железа вызолоченных креста, высотою 3 арш. 2 верш. (2м 26см) весом семь пудов каждый; и на четырех главах храма кресты таковые же, разме­ром 2 арш. 2 верш. (1м 51см) высоты; весом 3,5 пуда каждый: церковь с колокольнею и находящимся при ней кладбищем окопана канавою.

В дополнение к описанию храма присовокупляется, что длина среднего алтаря 14 аршин (9м 94см), ширина 11 аршин (7м 81см), длина праваго и леваго алтарей 7 аршин (5м 33см), длина собственно храма 19 аршин (13м 50см), ширина 26 аршин (18м 46см), высота в среднем куполе 22 аршина (15м 98см), высота всех частей храма 10 аршин (7м 10см), длина паперти 12 аршин (8м 52см), ширина 10  аршин (7м 46см), длина колокольни в осно­вании 8 аршин (8м 70см), ширина 13 аршин (9м 60см), высота 47 аршин (33м 97см) без крестов.

При церкви под папертью имеется каменная караулка.

 Алтарь средний во имя иконы Казанской Божией Матери, в нем пре­стол деревянный высотою 1 аршин (1м 24см) и длиной 1 аршин (1м 24см)… Жертвенник деревянный высотой 1 аршин 6 вершков (98см), шири­ною и длиною 1 аршин и 4 вершка (89см).

Предалтарный иконостас — деревянный, резной из липоваго дерева, со­стоит из трех ярусов, увенчанный вверху тремя резными крестами. Царс­кие двери в иконостасе высотою 4 аршина 6 вершков (2м 84см) и шириною 2 аршина 2 вершка (151см), деревянные резные, таковым же крестом вверху…

По правую сторону близ Царских дверей образ Господа Вседержителя высотою 2 аршина 6 вершков (1м 69см), шириною 1 аршин 1 вершок (76см), верх иконы полукруглый.

Далее южная дверь с изображением архидиакона Стефана формы и размера такого же.

По левую сторону близ Царских дверей икона Казанской Божией Ма­тери — высотою 2 аршина 6 вершков (1м 69см), шириною 1 аршин 1 вершок (76см). Далее северная дверь с изображением архидиакона Лаврентия, размера такого же. Далее икона Божией Матери «Нечаянная радость».

…В паперти 12 икон двунадесятых праздников, написанные все на дос­ках, размером 8 вершков (36см) высоты, 7 вершков ширины (32см). Колокола:

 1-й весом 4 пуда; 2-й — два; 3-й — 1 пуд.

В данном документе, состав­ленным священником имеются очень подробные сведения и описания всех предметов богослужебного употреб­ления, внутреннем убранстве и иму­щественном состоянии храма на мо­мент его построения.

При храме согласно описи, имелось довольно обширное книго­хранилище богослужебных книг, письменности и книг духовно-нази­дательного содержания, т.е. библиотека.

Храм был выстроен на участке между деревень Петровское и Левошево Егорьевского уезда, Рязанской губернии на месте, где пролегала большая Владимирская дорога из г. Егорьевска до г. Владимира.

27 мая 1900 г. Благочинный 2-го Егорьевского округа священник Василий Бобров в своем рапорте в Рязанскую Духовную Консисторию докладывал:

«Во исполнение Указа Рязанской Духовной Консистории от 15 мая 1900 г. за №5400 «Об освящении вновь устроеннаго деревяннаго храма во имя Ка­занской Божией Матери при д. Петровской», с резолюции Его Преосвящен­ства «Новоустроенный храм благословляется освятить местному Благочин­ному 25 мая с выдачею ему Святаго Антиминса для новоустроеннаго храма», честь имею объяснить, что Св. Антиминс мною был получен 11 мая и новоус­троенный храм освящен 25 мая сего 1900 г., в сослужении пяти священников и двух диаконов, с приличным хором певчих из крестьян означенной деревни. О чем честь имею сообщить Рязанской Духовной Консистории к сведению. 1900 г. мая 27 дня».

До построения нового храма с образованием самостоятельного прихо­да, деревни Петровская и Левошево входили в состав прихода Погоста Пре­ображенского, Егорьевского уезда, Рязанской губернии, расположенного в шести верстах от вышеозначенных деревень. Однако для крестьян сообще­ние с приходским храмом всегда было затруднительным, а весной и осенью даже небезопасным в силу обширных болот, пролегавших на пути сообще­ния. А в 1896 г. в июне эти обстоятельства усугубились еще и тем, что от удара молнии приходской храм в Погосте Преображенском сгорел.

Крестьяне деревень Петровское и Левошево, удрученные такими обстоятельствами и движимые единодушным желанием иметь свой храм, решением своим, принятым на общем сходе 1 июля 1896 г., обратились к Епархиальному начальству разрешить строить свой храм:

«Мы, нижеподписавшиеся прихожане Погоста Преображенскаго, Егорьевскаго уезда, Рязанской губернии, в составе деревень Петровское и Левошево, Петровской Волости были собраны по распоряжениям наших сельских ста­рост: Егора Ермилова (Петрова) и Андрея Артамонова (Морозова) на сель­ский сход, причем обязательным большинством. Было суждение об удручаю­щем для прихожан несчастий — сгорении нашей приходской церкви в пожаре, бывшем 23 июня 1896 г., и по обсуждении все прихожане названных деревень единогласно выразили желание:

  1. Ввиду того, что бывшая сгоревшая церковь находилась от названных деревень в шести верстах и с сильными препятствиями в сообщении от болот, тянущихся более чем на версту в ширину, а в длину более чем на пятьдесят верст, на котором есть несколько речек, что препятствует и всегда препят­ствовало прихожанам для богомолий.
  2. Что в наших указанных деревнях домов 150, числом жителей всех имеется более 900. Мы постановили:

Просить Его Преосвященство, Преосвященнейшаго Иустина Епис­копа Рязанскаго и Зарайскаго разрешить нам построить отдельный новый храм при большой дороге между деревнями Петровским и Левошево соответству­ющий желаниям народонаселения и совершенным удобством.

Под площадь построения храма и огороды отвести землю из общей нашей земли и так же для священноцерковных служителей.

По сему делу уполномочиваем мы ходатайствовать крестьянина дер. Петровской Феодора Ивановича Смирнова; дер. Левошевой — Ивана Аверьяновича Митрохина.

В чем и подписуемся: крестьяне дер. Петровское и Левошево». Далее подписи в количестве 129 человек.

10 июня 1896 г. Уполномоченными от обществ крестьян Ф. Смирно­вым и И. Митрохиным было подано прошение на имя Преосвященнейшаго Иустина Епископа Рязанского и Зарайского с более конкретным описанием сути дела:

«Покорнейшее прошение.

Приходской наш храм, находившийся в Погосте Преображенском 23 числа минувшаго июня м-ца от грозы сгорел до основания. Жители означенных деревень Петровской и Левошевой в расстоянии от приходскаго храма нахо­дятся в 6 верстах. По пути к приходскому храму есть болото на простран­стве одной версты, что лишает возможности посещать Божий храм и при­сутствовать при Богослужении. Старые же и малые в зимнее время от холо­да и стужи, а в осеннее и весеннее время от грязной дороги и разлива воды вовсе не бывают у Богослужений в приходском храме, или посещают оный очень ред­ко. Не слушая Божественнаго учения доверители коснеют в невежестве. По чему жители уполномочили нас ходатайствовать пред лицом Вашего Преос­вященства о разрешении нам о постройке новаго деревяннаго храма между сими деревнями для возношений усердных молений Господу Богу.

Средств, для построения храма имеются до 2500 руб. и, кроме того, у нас имеются в виду усердствующие благотворители, которые нам не отка­жут, в добром деле сооружения храма.

Приходских душ в означенных 2-х деревнях более четырех сот. Для при­чта будет отведено 33 десятины земли и, кроме того, будет отведена земля под построение храма и для усадьбы двум чинам причта: священнику и псалом­щику. И для жительства им будут построены дома.

Находясь в затруднительном сообщении с приходским храмом Погоста Преображенскаго, доверители наши уполномочили нас приговором ходатай­ствовать пред лицом Вашего Преосвященства о дозволении построить нам новый деревянный храм между означенными деревнями с образованием отдельнаго прихода из оных двух деревень и причта. Каковой приговор при сем пред­ставляем на Святительское воззрение Вашего Преосвященства и покорнейше просим дозволить нам приступить к сооружению новаго деревяннаго храма между сими деревнями…»

На это прошение крестьян Рязанской Духовной Консисторией от 26 июля 1896 г. был направлен Указ местному Благочинному 2-го Егорьевско­го округа священнику Василию Боброву со следующим предписанием:

«Указ Его Императорскаго Величества Самодержца Всероссийскаго, из Рязанской Духовной Консистории.

Благочинному 2-го Егоръевскаго Округа священнику Василию Боброву.

По Указу Его Имеператорскаго Величества, Рязанская Духовная Конси­стория, препровождая при сем дело о разрешении простроить храм между деревнями Петровской и Левошево, Егоръевскаго уезда на девяти листах и пред­писываем Вам рассмотреть его на месте, представить сведения по содержа­нию его требуемым 46 ст. Устава Дух. Консисторий и с мнением Вашим воз­вратить дело в Консисторию.

Июля 26 дня 1896 года…»

Вскоре, 11 авг. 1896 г., в соответствии с этим предписанием, Благочин­ный о. Василий Бобров произвел подробное исследование по существу дела на месте и доложил своим рапортом в Духовную Консисторию следующее:

«1896 года августа 11 дня, во исполнение Указа Рязанской Духовной Кон­систории от 26 июля сего года за №9512, «о разрешении построить храм между деревнями Петровской и Левошево, Егоръевскаго уезда», пригласив в качестве депутата с духовной стороны села Краснаго священника Павла Арбекова, ме­стный Благочинный села Васютино священник Василий Бобров прибыл на мес­то, рассматривая прошение крестьян означенных деревень и собрал сведения:

  1. Приглашены были сельские старосты деревни Петровское крестьянин Егор Ермилович Петров и деревни Левошевой, за отлучкою сельского старо­сты — сын его Иван Андреевич Морозов, которым во исполнение Указа Консис­тории поручено было собрать от обществ Петровское и Левошево для объяв­ления вышеупомянутого Указа, и для собрания сведений о построении церкви между деревнями Петровской и Левошева.

Они собрали оба общества в д. Петровской, им прочитано было мест­ным Благочинным прошение, поданное Его Преосвященству, Преосвященнейшему Иустину, уполномоченными Феодором Ивановичем Смирновым и Ива­ном Аверьяновичем Митрохиным о построении церкви между вышеуказанны­ми деревнями, и приговоры их о желании строить храм и о добровольных пожертвованиях на устройство храма, и Указ Рязанской Духовной Консисто­рии за №9512 от 26 июля сего 1896 г. и ст. 46 Устава Консистории «о соору­жении церквей».

Все домохозяева обеих селений собрались в самом большом количестве, за исключением отсутствующих по торговым делам, изъявили полное и единодушное желание иметь храм вблизи своих селений, как и сказано в проше­нии и для удовлетворения и старых и малых, редко посещающих свой приходс­кой храм в Погосте Преображенском, за дальностью расстояния и за неудоб­ством сообщения.

  1. Расстояние между селениями Петровским и Левошевским триста сажен, на этом месте пролегает большая Владимирская дорога из города Его­рьевска в г. Владимир. На середине участка и желали бы устроить святый храм, который обоим селениям был бы близок.
  2. Место, где предполагается быть святому храму сухое, открытое, возвышенное. Было свидетельствовано местным Благочинным и всеми кресть­янами обоих селений, и была вырыта яма на глубину 3аршина. Оказался грунт земли крепкий, песчаный, удобный для построения храма, с глинистою почвою.
  3. Земли, как и сказано в приговорах и прошении, «изъявляем полное же­лание отрезать для продовольствия причта тридцать три десятины и под церковь, и под кладбище, и дома церковнослужителей.
  4. «Дома, как священнику, так и равно псаломщику, обязуемся постро­ить удобные, приличные и согласованные как с саном священника, так и с дол­жностью псаломщика, с надворными строениями и хозяйственными служба­ми».
  5. «Скот, который будет находиться у предполагаемого причта, обязу­емся принимать в свои стада на общих сельских условиях и обычаях».
  6. От деревень Петровской и Левошевой до города Егорьевска считает­ся, как и видно на верстовых столбах, сорок две версты; от приходского хра­ма в Погосте Преображенском — шесть верст, от губернского города — сто пятьдесят верст».

В завершении исследования, для самого Благочинного и вместе с ним всех крестьян обоих обществ, дело вдруг приняло неожиданное развитие.

Вот как это обстоятельство описал отец Благочинный и присовокупил его к общему рапорту:

«1896 г. августа 11 дня, крестьяне деревни Тарбеихи (теперь на месте д. Тарбеихи расположен г. Шатура), услыхав, что в деревнях Петровской и Ле­вошевой производится местным Благочинным исследование о построении но­вого храма между вышеозначенными деревнями, в количестве семи человек во главе с сельским старостой прибыли в д. Петровскую и заявили местному бла­гочинному о своем желании присоединиться к новоустроенному Петровско-Левошевскому приходу по тому побуждению, «…что деревня наша в количе­стве 17 дворов — ревизских душ двадцати шести, а приходских пятидесяти, отстоит от своей приходской церкви в селе Кривандине в десяти верстах, а от предполагаемаго храма при деревне Петровской — в двух верстах. Тем бо­лее, что приходская церковь наша в селе Кривандине находится за рекою, чрез которую не имеется моста, приходится переправляться или на плотах, или на самодельных лодках. А с деревнею Петровской сообщение хорошее, сухое, по большой Владимирской дороге.

По усердию своему в построении новой церкви обязуемся помогать по силе нашей возможности: и подводами и денежными средствами».

Прошение крестьян д. Тарбеихи еще более обострило ситуацию и уве­личило возможность положительного исхода дела и образование самостоя­тельного прихода в составе теперь уже трех деревень.

Изучив рапорт Благочинного, а также приговоры крестьянских обществ с их обязательствами по организации и обустройству прихода, Духовная Консистория признала положительными, и заслуживающими уважения все изложенные крестьянами причины и выводы Благочинного и с благослове­ния Его Преосвященства Преосвященнейшего Мелетия Епископа Рязанско­го и Зарайского от 26 мая 1897 г. Духовная Консистория своим Указом от 19 сентября разрешила строительство нового храма с последующим образова­нием самостоятельного прихода.

Обществами крестьян этих деревень для всех приходских нужд была нарезана земля в количестве 36 десятин: под церковь и кладбище — 1 десяти­на 1200 сажен; дома и усадьбы священноцерковнослужителей — 1 десятина 1200 сажен; под пахоту — 9 десятин 1817 сажен, дровяного леса — 1 десятина 126 сажен; общелуговой — 16 десятин 1484 сажени; мелколесья — 5 десятин 373 сажени.

С этого дня всем миром началась активная работа по строительству храма. Из крестьян обоих обществ были избраны особо ревностные люди, и был образован строительный комитет, который и взял на себя всю работу по организации строительства храма и сбора пожертвований. Стро­ительный комитет возглавил крестьян д. Петровской Смирнов Федор Ива­нович, а от д. Левошево — Митрохин Иван Аверьянович.

Вскоре по прошению крестьян от 14 октября 1897 г. на имя Преосвя­щеннейшего Мелетия к строящемуся храму был определен кандидат на дол­жность священника Сахаров Александр Несторович, 1875 года рождения, сына диакона, уроженца с. Кривандина Егорьевского уезда, окончившего в 1896 г. полный курс учения в Рязанской Духовной Семинарии, и в это время был учителем приходского училища Погоста Преображенского.

saharov

14 ноября 1897 г. Преосвященнейшим Мелетием Александр Сахаров был рукоположен во священника и окончательно назначен к Казанской цер­кви с. Петровского. Ровно сорок лет и три дня безысходно прослужил свя­щенник Александр Несторович Сахаров настоятелем храма со дня своего назначения — 13 ноября 1897 г. и до 16 ноября 1937 г. — дня своего ареста и последующей вскоре, 3 декабря 1937 г., мученической кончины от богобор­ческой власти.

Храм строился менее 3 лет. Весной 1900 г. он был готов, как построй­кой, так и необходимым внутренним убранством, скомплектован богослу­жебными предметами и утварью и был готов к освящению.

Во исполнение Указа Рязанской Духовной Консистории от 15 мая 1900 г., Благочинный 2-го Егорьевского округа, священник Василий Бобров в сослужении местного духовенства и при стечении множества прихожан 25 мая 1900 г. освятил вновь устроенную церковь.

В начале 1902 г. по ходатайству Преосвященнейшего Полиевкта Епископа Рязанского и Зарайского приход получает Высочайшее изволе­ние быть самостоятельным:

«Указ Его Императорскаго Величества Самодержца Всероссийскаго из Святейшаго Правителъствующаго Синода, Преосвященному Полиевкту, Епис­копу Рязанскому и Зарайскому.

По указу Его Императорскаго Величества, Святейший Правительству­ющий Синод слушали: рапорт Вашего Преосвященства от 31 января сего года №1466 об открытии самостоятельнаго прихода с причтом при Казанской цер­кви между деревнями Петровской и Левошевой, Егоръевскаго уезда.

Приказали:

Согласно настоящему ходатайству Вашего Преосвященства, Святей­ший Синод определяет: при Казанской церкви между деревнями Петровской и Левошевой, Егорьевского уезда, открыть самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика: о чем и уведомить Ваше Преосвященство ука­зом.

Февраля 19 дня 1902 г., №1448».

1

Основными ктиторами и благотворителями храма от начала его со­здания и на многие годы были братья — крестьяне Смирновы — Иван, Семен, Алексей, Николай, Федор; семейства зажиточных крестьян Журавлевых, Лаптевых; сельские старосты д. Петровское — Егор Ермилович Петров и д. Левошево — Анд­рей Артамонович Морозов, а также купец из Москвы Федор Анисимо­вич Бусурин, и дру­гие частные благо­творители.

Более двад­цати лет долж­ность старосты храма исполняли, сменяя друг друга, братья Смирновы. Известно, что один из них, Федор Иванович Смирнов, за заслуги по духовному ведомству был удостоен от Государя Императора ко дню Святой Пасхи 17 апреля 1905 г. награды — серебряной медали на Ста­ниславской ленте для ношения на шее.

Мирная и благополучная жизнь прихода окончилась, как и по всей России, в 1917 г., однако храм не закрывался до 1938 г. До этого периода в нем неизменно проводилось богослужение.

2

В 1930 г. повсеместно был запрещен колокольный звон. С колокольни Казанского храма были сброшены все колокола.

В 1937 г. в ноябре 16 дня был арестован настоятель храма протоиерей Александр Несторович Сахаров, который в течение 40 лет бессменно прослужил в нем.

27 ноября 1937 г. тройкой при УНКВД по Москов­ской области прото­иерей Александр Са­харов был осужден по ст. 58 п. 10 УК РСФСР «контррево­люционная агитация» и приговорен к высшей мере наказания — расстрелу.

3

3 декабря 1937 г. приговор был приведен в исполнение на территории Бутовского полигона Московской области, где и захоронен в безвестной могиле.

На Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 13-16 августа 2000 г. свя­щенник Александр Сахаров причислен к лику Святых Новомучеников и Ис­поведников Российских.

19 апреля 1938 г., решением президиума Шатурского горсовета РК и ДК на основании решения ВЦИК от 14 апреля 1938 г., Казанский храм в с. Петровское был закрыт, имущество изъято. Само здание храма решено было переоборудовать под неполную среднюю школу. Были сняты все пять купо­лов; колокольня разобрана до нижнего яруса; пол в храме был поднят на 1 метр выше. После полной реконструкции в алтаре разместилась учительская, в колокольне туалет, а на папер­ти — столовая.

Школа просуществовала до 1984 года. Затем здание было пере­дано совхозу «Ша­турский» под подсобные нужды, там разместили пошивочный цех.

4

Осенью 1996 г. директор Агропромышленного комбината «Шатурс­кий» Ларионов Валерий Георгиевич передал здание верующим, вновь под церковь.

Силами же и на средства АПК «Шатурский» здание было реконструи­ровано и восстановлено под храм.

В дальнейшем В.Г. Ларионов выделяет средства для полного обеспече­ния богослужения: алтарь скомплектован всем необходимым — священными сосудами, утварью, богослужебными книгами. Внутри храма были установ­лены паникадила и бра, напольные подсвечники, лампады.

Главный храмовый иконостас был изготовлен столярами АПК «Ша­турский».

Помимо внешнего и внутреннего убранства, храм был обеспечен цент­ральным отоплением, холодной и горячей водой, телефонной связью за счет АПК «Шатурский».

Первое богослужение состоялось уже в апреле 1997 года в канун Святой Пасхи 20 апреля в праздник «Входа Господня в Иерусалим». Службы провел временно назначенный священник Владимир Копенкин.

Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия от 8 сен­тября 1997 г. за №1090 в храм Казанской иконы Божией Матери был назна­чен настоятелем иеромонах Амвросий (Абросимов). В 2006 году Митрополитом Крутицким и Коломенским было совершено Великое Освящение Казанского храма и освещены два предела: Никольский (слева) и Преображенский (справа).

 27 декабря 2007 года указом № 4269 Митрополитом Крутицким и Коломенским был назначен настоятелем иерей Илия Дронов.

В настоящее время  храм представляет собой деревянное зда­ние традиционной формы в виде креста, с одной центральной купольной главой, покрытой медью; зано­во восстановленной колоколь­ней с шатровым оглавлением, покрытой также медью; имеет­ся звонница, в которой самый большой колокол весит 500 кг. Весь храм покрыт оцинкован­ным железом.

На сегодняшний день в храме регулярно проводятся все плановые богослужения и совер­шаются все церковные требы. При храме действуют воскресная школа, где обучаются около 15 детей. Регулярно проводятся катехизические беседы со взрослыми.